Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамая
Администрации муниципального района
Муниципального образования "Нижнеудинский район"

Согласовано:
Зам. директора по НМР
МОУ СОШ №3 г. Алзамая
____________Довганич О.В.

Утверждаю:
Директор
МОУ СОШ №3 г. Алзамая
___________Марженакова Л.Ф.

"Техника массажа"
Программа элективного курса
для обучающихся 9 кл.
биология/ медицина

Разработала:
Белявская Татьяна Владимировна -
учитель биологии, 1 категории
МОУ СОШ № 3

Алзамай 2008 г.

I. Пояснительная записка

Есть средство, которое уже многие века приносят людям пользу, укрепляет их здоровье, поднимает жизненный тонус, делает мышцы сильными и упругими. Это массаж.

В последние годы интерес к массажу особенно вырос. Традиционно массаж применяется для оздоровления закаливания, во время утренней гимнастики, общепризнанным средством в борьбе с утомлением. Его используют как эффективное средство восстановления работоспособности после тренировочных нагрузок и соревнований, а также как средство восстановления нарушенных функций организма.

Под влиянием массажа значительно повышается эластичность мышц и связок, улучшается кровообращение и снимается утомление.

Поэтому целью курса можно считать: формирование у учащихся принципов здорового образа жизни посредством массажа. Задачи:
  • изучить основные приёмы массажа: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, движение, вибрация;
  • изучить основные формы массажа: частный, общий, парный;
  • создать у учащихся представление о следующих видах массажа: спортивный, гигиенический, косметический, лечебный, точечный и самомассаж.

    Методы:
  • лекции;
  • практические занятия.

    Учащиеся должны знать:
  • физиологические и гигиенические основы массажа;
  • основные требования к помещению, массажисту, массируемому;
  • правила поведения в массажном кабинете;
  • основные приёмы массажа;
  • общие представления о формах масса.

    Учащиеся должны уметь:
  • применять основные приёмы массажа;
  • оформлять конспекты лекций и отчёты практических работ.

    Курс состоит из 4 разделов: а) история возникновения и развития массажа в разных странах мира б) Физиологические и гигиенические основы массажа. Виды массажа в) основные приемы массажа и их физиологический эффект г) формы массажа

    Продолжительность курса 16 часов. Курс предусматривает практические работы - 8 часов, лекции 8 часов. Для усвоения обучающимся предлагаются раздаточные материалы для проведения практических занятий.

    Программа данного элективного курса создана на основе материалов Самоучитель. Как правильно сделать массаж. / Авт. - сост. Л.С. Конева. Она предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 16 часов, может использоваться для оборонно - спортивного профиля.

    Продуктом данного курса является зачёт, состоящий из двух этапов:

    1. Билеты с теоретическими вопросами;
    2. Демонстрация учащимися практических навыков основных приёмов массажа.

    II. Содержание программы

    1. История возникновения и развития массажа (1 час)
    Массаж в Древнем Китае, Индии, Японии, Египте, Греции, Риме, в странах
    Востока, в странах западной Европы, в Древней Руси. Роль русских учёных в
    развитии массажа.

    2. Физиологические и гигиенические основы массажа (3 часа)
    Влияние массажа на функциональные системы организма: нервную, кожу, сосудистую, суставно-связочный аппарат, мышечную, обмен веществ. Требования к помещению и инвентарю, к массажисту, к массируемому. Показания и противопоказания к массажу.
    Практическая работа: составление схемы "Правила поведения в массажном кабинете".

    3. Основные приёмы массажа (6 часов)
    Поглаживание, выжимание, разминание, растирание, движения, ударные приёмы, сотрясающие приемы, вибрация. Виды приёмов и методические указания.
    Практическая работа: применение изученных приёмов по мере ознакомления с ними.

    4. Формы массажа (4 часа)
    Ознакомление с частным массажем: спины, шеи, плеча и др.; с общим, парным,; гигиеническим, косметическим, лечебным, точечным.
    Практическая работа: применение изучаемых форм массажа.

    5. Зачетное занятие (2ч)
    Оформление конспектов лекций и практических работ.
    Сдача зачета по билетам.

    III. Учебно - тематический план.

    Название темы

    Количество часов

    Образовательный продукт

    всего

    лекции

    практика

    1

    История возникновения и развития массажа

     

    1

    1

     

    План – конспект лекций

    2

    Физиологические и гигиенические основы массажа

     

    3

    2

    1

    Составление отчета

    3

    Основные приемы массажа

     

     

    6

    2

    4

    Художественное изображение и план – конспект занятий

    4

     Формы массажа

     

     

    4

    2

    2

    Оформление отчета

    5

    Зачетное занятие

     

     

    2

     

    2

    Теор. и прак. зачет

     

    Всего часов

     

     

    16

    7

    9

     



    Критерии эффективности программы:
  • активное участие учащихся в лекциях и практических занятиях;
  • результаты анкетирования;
  • итоговый зачёт по окончанию элективного курса.

    Список литературы.


    1. Бирюков А. Учитесь делать массаж. - М.: Азбука, 1995г.
    2. Большая книга. Массаж. / авт.-сост. Л.С. Конева. - М.: АСТ; Мн.: Харверст, 2006 г.
    3. Буровых А. Н., Файт А.М. Восстановление работоспособности с помощью массажа и бани. - М.: Физкультура и спорт, 1985г.
    4. Гаррольд Фиона Полный курс лечебного массаж для всего тела. М.: ООО "ТД " Издательства Мир книги", 2006г.
    5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Риторика - Флинта, 1999г., с 392-440
    6. Кунечев Л.А. Лечебный массаж. - Ленинград: Медицина, 1980г.
    7. Самоучитель. Как правильно сделать массаж. / Авт. - сост. Л.С. Конева. -
    М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005г, 256с
    8. Энциклопедия красоты и хорошего самочувствия. Переводс французского
    Нелюбиной М.А. - Краснодар: Книжное издательство, 1992, с 185-186

    Приложение 1.
    Анкета:
    1. Нужен ли в нашем городе массажный салон? Хотели бы вы в нем работать?
    2. Взяли ли что - то полезное для себя из курса? Что?
    3. Используете ли вы полученные знания и умения на практике?
    4. На какую часть тела чаще всего востребован массаж? Как вы думаете почему?
    5. Достаточно ли у вас знаний , умений и возможностей для выполнения массажа на дому?
    6. Ваши пожелания по организации курса.

    Приложение 2.
    Билеты к зачёту:

    Билет № 1
    1.История массажа в разных странах мира.
    2. массаж руки.

    Билет № 2
    1. Правила работы массажиста. Требования к массируемому.
    2. Массаж лицевой части головы.

    Билет № 3
    1. Дать характеристику приему поглаживания : особенности, основные виды, физиологический эффект.
    2. Массаж воротниковой зоны.

    Билет № 4
    1. Дать характеристику приему растирания: особенности, основные виды, физиологический эффект.
    2.Массаж кисти руки.

    Билет № 5
    1. Дать характеристику приему разминание: особенности, основные виды, физиологический эффект.
    2. Массаж спины.

    Критерии зачета:
    - полнота ответа на вопросы билетов, умение ориентироваться в теоретическом материале всего курса;
    - умение показать массаж на любую часть тела;
    - умение объяснить физиологию каждого приема
  • Дополнительное образование

    Дополнительно





    На других сайтах

    Бесплатные автоматы вулкан - только честная игра.