Психология общения
Программа элективного курса для учащихся 9 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Алзамая
Администрации муниципального района
Муниципального образования "Нижнеудинский район"

Согласовано:
Зам. директора по НМР
МОУ СОШ №3 г. Алзамая
____________Довганич О.В.

Утверждаю:
Директор
МОУ СОШ №3 г. Алзамая
___________Марженакова Л.Ф.

Разработала: Верхотурова Н.И. -
психолог консультант, высшая
квалификационная категория
Алзамай 2008 г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса "Психология общения" создана на основе программы А. В. Микляевой "Я подросток. Я среди других людей". Она предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 16 часов.

Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда человек ищет временное уединение для развития своих сил. Размышляя над проблемой взаимоотношений подростков, хотелось бы, чтобы они руководствовались правилами любви к ближнему, чтобы помнили, что поступать с человеком необходимо так, как ты желаешь, чтобы поступали с тобой.

Главной целью курса является формирование навыков конструктивного общения.

Задачи:

- изучить закономерности общения, принципы поведения человека в обществе;

- формировать у учащихся культуру общения в системе "учитель- ученик", "ученик-ученик", "взрослый-ребенок";

- обучать проявлению эмпатии, созданию положительных ситуаций общения, формировать аналитические умения в общении, способствовать развитию психологической культуры школьников, устойчивого эмоционального состояния в значимых сферах жизнедеятельности.

Формы занятий:
- тренинг общения;
- интерактивные игры по проблеме "Общение";
- самопрезентации, самопредставления.

Учащиеся должны знать:
- виды информации
- позиции в общении
- стили общения
- способы поведения человека в конфликтной ситуации

Учащиеся должны уметь:
- понимать невербальную информацию
- определить ведущий канал информации
- определить позицию человека в общении
- проводить самодиагностику стиля поведение в жизненных ситуациях
- управлять своим поведением и развивать активную позицию в жизненных ситуациях
- получать и оказывать поддержку окружающим
- проявлять чувство ответственности и уверенности в себе
- отстаивать и защищать свою точку зрения

Критерии эффективности программы:
- диагностический мониторинг;
- активное участие в ролевых, деловых играх;
- определение и коррекция личностных проблем в общении.

Продуктами данного курса является написание рефератов по темам курса или отчёт.

Учебно-тематический план курса

Название темы

Образовательный продукт

  1. Общаться-это так легко. Какая бывает информация?
  2. Невербальная информация. О чём говорит наша мимика, наши жесты?
  3. Как лучше подать информацию? Как лучше понять информацию?
  4. Барьеры на пути информации, барьеры которые создаю я сам.
  5. Каналы обработки информации.  
  6. Стереотипы в общении.
  7. Позиции в общении (доминантность, недоминантность).
  8. Стили общения.

 

  1. Подходящий стиль общения.
  2. Что такое конфликт? Причины конфликтов, человек в конфликте.
  3. Эмоциональная тропинка. Способы поведения в конфликте.
  4. Я в «бумажном зеркале».
  5. Все дело в шляпе!
  6. «Психоанализ» конфликтов.
  7. Доверие в общении.
  8. Бесконфликтное общение с «трудными людьми».

Анализ собственного опыта общения

 

 

 

Анализ мимики учащихся, контакта глаз, «языка жестов» в общении

 

 

 

Правила эффективной подачи информации, сформулировать правила эффективного приёма информации

 

 

 

Составление схемы «Барьеры в общении»

 

 

 

 

 

Определить свой ведущий канал обработки информации (зрит., аудиал, кинест.).

 

Исследование собственных стереотипов.

 

Изучение позиций в общении (доминант, недоминант, на равных).

 

 

 

 

Описать свои впечатления от взаимодействий с людьми, общающимися на разных стилях.

Анализ стиля общения у себя (в общении с друзьями, родителями, учителями.

Рисунок «Конфликт на бумаге»

 

 

 

 

 

Игровая ситуация (самоанализ).

 

 

 

 

Самодиагностика стиля поведения в конфликте.

 

Алгоритм анализа конфликт ситуации (изучить, применить на примерах).

Алгоритм самоанализа конфликта. 

 

Экспресс-  диагностика своего уровня доверия другим людям.

Создание игровых ситуаций «Зануда» «Эгоцентрик» «Агрессор»

                                                                               



Литература: 1. Анастасия В. Миклеева "Я - подросток. Я среди других людей" "Речь". С-Петербург, 2003. 2. Тренинг навыки конструктивного взаимодействия с подростками. С. В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина М., 1999. 3. Е. И. Рогов "Психология общения" М., Владос, 2004. 4. А. Б. Добрович. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987. 5. М.И. Станкин Психология общения (курс лекций). М., - Воронеж, 2000

Приложение:

1. Темы рефератов.
Вербальная коммуникация.
Помощники и враги коммуникации.
Невербальная коммуникация.
Ролевое взаимодействие.
Стереотип - помогает или мешает?
Как мы понимаем других людей.
Объясняем поведение окружающих.
Семь раз отмерь или конфликт - неэффективное общение.
Конфликт преодолеть!
Победа над трудностями.
Общение изнутри.

2. Критерии оценивания рефератов.
- глубина
- полнота
- логическое построение материала
- формулирование выводов